Плиты перекрытия: армирование и его особенности

Учитывая относительно доступные цены на стройматериалы, большинство людей прибегают к самостоятельным постройкам. В частном домостроении возникает много вопросов по поводу строительства, в том числе касающиеся такого понятия, как плиты перекрытия. Армирование является неотъемлемой частью их сооружения. Как оно осуществляется и возможно ли его выполнить своими руками?

Плиты перекрытия

Преимущества конструкции

Есть несколько преимуществ, почему стоит выбрать именно ж/б плиты в качестве перекрытия конструкции:

  • могут воспринимать большие нагрузки;
  • относительно небольшая цена;
  • простота самой конструкции;
  • прочность и износостойкость;
  • равномерное распределение нагрузки от всего перекрытия.

Ж/б плита является универсальным инструментом в строительстве зданий, ее размер можно подобрать под любые потребности, а с готовой продукцией все наоборот. Готовые перекрытия тяжело подобрать по соответствующему размеру нового здания. Работа с заготовкой смеси из цемента − обычное дело, и вопросов тут мало, а вот армирование плит перекрытий – задача сложнее. Перед тем как начинать делать плиту, нужно выполнить чертеж. Армирование плиты перекрытия без него выполнять не рекомендуется.

 Преимущества конструкции

Главные вопросы будут раскрыты именно в чертеже:

  • размеры плиты, исходя из планировки дома;
  • толщина бетонной плиты;
  • шаг сетки;
  • места для усиления плиты;
  • подходящая арматура;
  • способ вязки.

Армирование пустотной плиты перекрытия: чертеж

 Армирование пустотной плиты перекрытия: чертеж

Особенности конструкции плиты

Ж/б конструкции обладают прочностью и упругостью за счет сочетания двух элементов: бетон (имеет твердость камня) и металл (дает упругость изделию). Нагрузка в здании распространяется равномерно от одного железобетонного перекрытия к другому. Масса нагрузки составляет вес статический (зависит от тяжести самого строения) и динамический (меняется от массы предметов, количества людей, которые постоянно пребывают в здании).

Особенности конструкции плиты

Шаг стержней в плите

Перекрытие должно хорошо выдерживать нагрузку на изгиб, поэтому и упрочнение плит должно соответствовать всем расчетам. В плите должно быть две арматурные сетки (нижний ряд и верхний). Прутья армирования должны быть направлены вдоль и поперек пролета балки. Шаг арматуры для промышленных зданий выставляется после определения всех нагрузок и норм. Под шагом, имеется в виду одинаковое расстояние между прутьями арматуры для равномерного распределения всех нагрузок. В частном строительстве, если перекрытия изготавливаются самостоятельно, приемлемый шаг составляет 150-200 мм.

Шаг стержней в плите

Армированная сетка закладывается в толщину плиты на 2,5-3 см от ее поверхности. Для плит можно использовать готовую сварную сетку или сделать самому – перевязать все стержни во всех пересечениях специальной вязальной проволокой. Во избежание разрывов арматурной связки, не рекомендуется самостоятельно варить стержни плиты перекрытия, так могут появиться сильные разрывы в месте скапливания напряжений. Этот вид скрепления арматуры используется в производственных масштабах, где сварная сетка проходит технологическую обработку для снятия напряжений.

Разделители арматуры

Между рядами арматурной сетки (нижним и верхним) необходимо установить фиксаторы. Это специальные разделители сетки армирования (вертикальные элементы), они нужны для равномерной установки сеток внутри плиты. Так можно выдержать одно расстояние между двумя сетками. Разделитель можно поставить любой – петля или изогнутый крюк, они тоже располагаются в конструкции с определенным шагом. Схематическое расположение арматуры представляются на чертеже. Все края плиты должны дополнительно содержать усиленную арматуру с Г-образными и П-образными элементами. В местах опоры плиты на балки – особенно.

Разделители арматуры

Если плиты большие монолитные и опираются на балки по периметру, то и дополнительное усиление армированием делается по всему периметру. Нижняя часть испытывает растягивающее усилие, а верхняя, наоборот, только сжимающее. Лучше укреплять нижнюю арматуру (делать ее толще), так как основная нагрузка на растяжение концентрируется именно там. На стандартный пролет плит в 6 метров особые требования не предъявляются, если он больше этой величины (расстояние от одной опоры к другой), тогда нужно пересматривать требования к усилению арматуры (прочности бетонной плиты).

Если размер превышает 6 м, нужно произвести технический расчет всех нагрузок, и только после этого будет видно – армировать дополнительно плиту или нет. Обычно усиление идет в опорных точках плиты (усиление верхних слоев), а середина плиты укрепляется в нижнем слое арматурой.

Основные расчеты

Металлические прутья должны быть литыми (без разрывов). Если стержни состоят из двух частей, то нахлест считается по формуле – d*40. Величина d — диаметр арматуры. Если предположить, что он составляет 20 мм, нахлест равняется в этом случае 800 мм.

Для ж/б плит перекрытий используется стальная арматура класса A3. Рекомендуемый диаметр по нормам СНиПа от 8-14мм. После всех перерасчетов можно внести корректировки в план чертежа. По общим стандартам для устройства плит перекрытия до 6 м, рекомендуется принимать шаг арматуры 200 мм на 200 мм, толщину плиты брать также 200 мм. При этом верхняя сетка будет с диаметром прутьев 8 мм, а верхняя 12 мм.

Порядок работ по армированию

Все виды работ делятся на несколько последовательных этапов:

  1. Монтаж опалубки.
  2. Крепление арматуры и сетки.
  3. Заливка бетоном.

Первым делом нужно поставить опалубку. Для устройства опалубки есть свои требования: она не должна деформироваться при заливке бетоном, выдерживать общий вес плиты до полного застывания раствора. Нагрузка при этом огромна, слой бетона в 200 мм весит около 0,5 тонны, и это нагрузка только на 1 м2. Поэтому опалубка должна быть прочной и крепкой. Щитки опалубки можно делать из фанеры в 18-20 мм, а брус размером 100 на 100 мм использовать в качестве стоек, балок и ригелей. Отлично подойдет и профессиональная опалубка для заливки плит. Она уже рассчитана на большие нагрузки, в комплекте есть и телескопические стоечки, которые могут регулировать уровень обрешетки и выдерживать большой вес. Такое оборудование стоит дорого, и если стройка разовая, можно арендовать опалубки и стойки на фирмах или у других строительных организациях.

Схема опалубки есть в любой строительной литературе, но если выбор пал на профессиональную, там будет инструкция вместе с упаковкой. Какую опалубку вы выберете, по сути, не важно, главное проверить все поверхности на горизонтальность и выставить уровень с помощью нивелира, уровня или других приборов. Армирование плит. Перед началом армирования нужно положить на дно фиксирующие элементы − опоры из пластика для защитного слоя, их высота от 25 до 30 мм. Далее параллельно укладываются стержни с равным шагом. Потом устанавливается другой ряд под прямым углом в 90 градусов. При помощи проволоки вязальной связываются разделители сеток вместе с равным шагом. Дополнительно нужно армировать края перекрытий – усилить конструкцию. Поперечные и продольные стержни армирования укладываются последовательно на разделители и П-образные элементы усилений. Верхняя плоскость стержней арматуры должна проходить ниже уровня опалубки в среднем на 30 мм. Арматура в собранном виде должна выдержать вес человека, если каркас жесткий, то и деформаций не будет.

 Схема опалубки

Заливка смеси

После окончания работ с армированием, можно приступать к завершению создания плиты – заливке бетоном. Тут лучше использовать бетононасос (экономит время), и при заливке нужно трамбовать смесь при помощи глубинного вибратора (влияет на прочность плиты в итоге). Залив смеси нужно сделать одной ходкой, так как бетон даст хорошую усадку при затвердевании. Чтоб микротрещины не появлялись нужно в течение нескольких дней мочить поверхность бетонной плиты водой, если плита высыхает сильно быстро этого не избежать. Смачивать верхнюю часть ж/б плиты лучше распылителем. Если нет закрытого помещения, и заливка происходит на улице, лучше работать в солнечный день, дождь может только навредить. Плита сохнет в среднем 30 суток, только потом можно убирать опалубку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *